Главная
Администрация района
Сельское хозяйство
Телефонный справочник
Контакты
Образование
География района
История района
Новости
Муниципальные торги

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Народное образование жителей Атюрьевского района начиналось с конца XIX—начала XX века. К этому времени в России произошли значительные изменения в экономической жизни, что непосредственно подталкивало к повышению грамотности всего населения. Царское правительство, понимая возникшую ситуацию, вопросы образования вначале отдано под контроль церкви, и следствием этого явилось создание церковноприходских школ, где весь процесс обучения шел под постоянным контролем священнослужителей и обучение вели, как правило, приходские священники. Если же учителем был кто-то другой, то священники всегда выступали в качестве духовных наставников и контролировали качество проведения занятий. Нужно отметить, что в большинство случаев в школах занятия не всегда проходили регулярно. Из-за отсутствия топлива, ветхой одежды у учеников в зимнее время они вообще прекращались. По всем данным, которые были собраны на основании воспоминаний старожилов, на территории района к 1913 — 1914 гг. действовало 8 церковно-приходских школ, 12 земских школ и одна министерская школа в селе Атюрьево. Почему упор делается на воспоминания? Дело в том, что территория современного Атюрьевского района входила в несколько административных единиц: в Темниковский уезд Тамбовской губернии, в Спасский, Краснослободский уезды Пензенской губернии, этим и затрудняется сбор документа. Но в книге «История советского крестьянства Мордовии» приводятся такие данные: по переписи 1897 года процент грамотности русского населения среднего Поволжья составлял 18%, татар— 18%. мордвы — 8%, что говорит об очень низком проценте грамотности. А в Краснослободском уезде процент грамотности мордвы составлял среди мужчин 7%, среди женщин — 0,5%.

Итак, в населенных пунктах района в дореволюционное время в основном существовало два вида школ, это земские и церковноприходские. Одной из самых старших школ приходится считать Оброченскую земскую, которая, по одним данным, была построена в 1889, по другим — в 1902 году. Стрельниковская земская школа была построена в начале 90-х годов XIX века. В Чудинке вначале детей обучали в частном доме, где учителем был очень, Дмитрии, а здание школы построили только в 1912 году. В Пичеполонге первый учитель появился в 1907 году, ребятишек обучали в частных домах, и только в 1910 году было построено здание начальной земской школы. Интересен тот факт, что имеющееся сейчас здание Вольно-Никольской школы имеет почти столетнюю историю. В самом начале века купец первой гильдии Степашкин Семен Иванович для своих земляков в 1903 году построил каменную школу, которая стоит до сих пор, и на ее открытии якобы сказал: «Чтобы все Никольские были грамотными, умели читать и писать».

В Новочадове двухэтажное деревянное здание церковноприходской школы было построено в 1913 году рядом с церковью, и учила в ней дочь попа — Земфирова Софья Тимофеевна. В татарских населенных пунктах до революции обучение велось в духовных школах (медресе), которые существовали при мечетях. Так, в Усть-Рахмановке таких медресе было три.

В целом в Темниковском уезде, куда входила территория современного Атюрьевского района, первая земская школа была открыта в 1863 году, вторая — в 1872 году, еще одна — в 1873 году, но название населенных пунктов, где эти школы открывались, не установлено.

В самом же Атюрьеве, по данным архива Тамбовской области, до 1917 года существовало три школы. Одна из них — министерская школа, находящаяся в ведомстве Министерства народного просвещения, построена была в 1895 году на общественные средства. По сохранившемуся описанию: «Здание было деревянным на каменном фундаменте, крыто стружкой, одноэтажное с двумя классными комнатами, 55 учащимися. Зимой очень холодно, вследствие плохой конопатки». Вторая школа — церковно-приходская: «Здание одноэтажное, каменное, крытое железом, одна классная комната». Дата постройки школы не установлена. Третья школа — земская, первой ступени (мордовская): «Одноэтажное, 4-классное каменное здание, крыто железом специально построено под школу в1913 году».

К сожалению, в архивных документах не значатся имена первых учителей села Атюрьево. Из рассказов старожилов удалось узнать имя одной учительницы церковно-приходской школы, которая работала до революции. Это Гноенная Прасковья Терентьевна, по мужу Гончарова. Здание этой школы с деревянным пристроем рядом с церковью существует до сих пор.

В министерской школе обучение велось по русской азбуке. Первым учителем был Митрофан Ильич Стригулов, русский по национальности.

По воспоминаниям старожила села Атюрьево С.И. Неяскина, одними из первых учителей земской школы были Ивенины — Алексей Иванович и Аполлинария Ивановна. В Атюрьеве свою трудовую деятельность они начали до революции 1917 года и проработали здесь до 1925 года. Занимались одновременно с двумя классами (1 — 3, 2 — 4). Число учащихся, особенно в 1 классе было непостоянным. В начале учебного года собиралось более полусотни детей, а потом их число значительно уменьшалось и до 4 класса хорошо если сохранялось до 10 человек.

А каковы были условия учебы?

Краснослободский училищный совет писал в своем отчете: «В большинстве случаев училища по неделям не имеют дров и целую зиму остаются с разбитыми стеклами в рамах. При иных училищах нет никакой прислуги. Учитель сам с помощью учеников рубит дрова, топит печь и выполняет другие нужды». Наверно, отношение властей к школьному вопросу можно объяснить и тем фактом, что в рядах учительства, в том числе и по Краснослободскому уезду, значительную долю составляли люди, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки. В 1913 году в этом уезде было 44% учителей с высшим образованием (в том числе гимназии и епархиальные училища), 11% имели среднее образование, 45%> — низшее образование. Школы комплектовались главным образом за счет мало-мальски грамотных крестьян и мещан. Женщины среди Краснослободского учительства составляли 74%. Таковым было образование до революции.

Уже во время гражданской войны 1919 года советское правительство принимает «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». С этой целью создается чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Имеется в наличии весьма любопытный документ, датированный 1919 годом, говорящий о том, что, несмотря на сложное время гражданской войны, отдельные сельские общества будущего нашего района понимали: знания людям крайне необходимы. Так, граждане Козловского общества Базарно-Дубровской волости Красное, Краснослободского уезда, собравшись на собрании в количестве 116 домохозяев, обсудили вопрос об открытии в полости высшего начального училища и единогласно приняли следующее постановление: «Открытие высшего начального училища является неотложным делом, и лучшим пунктом для таковой было бы село Никольское, которое составляет с Козловкой одно селение, в нем имеется вполне соответствующее' для высшего начального училища здание. Мы, граждане Козловки, усердно просим комиссию по народному образованию при Краснослободском совете крестьянских депутатов принять во внимание наше постановление при распределении по уезду проектируемых к открытию высших начальных училищ. В чем и подписуемся»

Процесс открытия школ стал продвигаться вперед: если в 1913 году в Краснослободском уезде было 116' школ, то уже в 1921 году их стало 19б\ В ходе гражданской войны этим вопросам внимание все-таки не уделялось. Но уже к середине 20-х годов государство стало больше внимания уделять вопросам образования. Открываются новые школы, избы-читальни, курсы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Эту работу стали проводить под руководством партийных органов организации общества «Долой неграмотность». На территории Атюрьевского района эти организации были созданы, прежде всего в таких населенных пунктах, как Дмитриев Усад, Атюрьево, Базарные Дубровки, Стрельниково и в ряде других. В с. Атюрьево самыми активными проводниками грамотности среди взрослого населения были Алексей Иванович и Аполлинария Ивановна Ивенины. Однако работа под нажимом партячеек велась, к сожалению, далеко не всегда гладко. Процент неграмотных оставался значительно больше, чем грамотных.

В мордовских селах. Значительная часть взрослого населения считала это вообще ненужным делом и отказывалась от обучения. Кроме того, для обучения не было необходимых материальных условий, не было помещений, не хватало книг, письменных принадлежностей.

В 1925— 1926 гг. в Атюрьевской начальной школе было 4 учителя: двое мужчин и две женщины, к сожалению, их имена забылись, а документы не сохранились. Известно только, что они были выпускниками Темниковского педагогического техникума. Примечательно то, что в это время появился свой учитель —мордвин-атюрьевец, Сяткин Петр Иванович, окончивший Темниковский педагогический техникум. В Атюрьеве он проработал только два года, а затем долгое время работал учителем в селе Салазгорь Торбеевекого района.

В 1925 году в селе Атюрьеве открылась школа крестьянской молодежи. Первым ее заведующим был Федор Иванович Истоков, с 1927 года — Семен Иванович Скринкин. Учителями были Павел Федорович Румков, Иван Андреевич Камадов, Алексей Григорьевич Шестихин, Андрей Федорович Глухов. Из них только А.Ф. Глухов был мордвин, а остальные русские, и поэтому обучение в Атюрьеве детей мордвы, которые в то время говорили практически все только на мокшанском языке, было затруднено.

В'1929 году ЦК ВКП(б) принимает новое постановление «о работе по ликвидации неграмотности». Вследствие чего данный участок работы оказался под контролем партийных и комсомольских органов, активизировалась работа общества «Долой неграмотность», стали активнее привлекать к этой работе грамотную молодежь из числа коммунистов, комсомольцев.

В селе Вольникольское одним из организаторов комсомольской ячейки и самым активным проводником грамотности был учитель Сорокин Аким Тимофеевич. Умер он в молодые годы, и односельчане в знак уважения похоронили его перед зданием школы.

В селе Усть-Рахмановка действовали курсы но ликвидации неграмотности. где работали Чудина Сягадать Алиевна, Котлышова София Хасяиновна, Старкова Шарифя Каримовна.

В конце 20 — 30-х годов в стране происходят крупные экономические преобразования — идет индустриализация страны, на селе коллективизация. СССР требуются грамотные, образованные люди, и поэтому в 1930 году был принят закон об обязательном начальном образовании. Проходят всего четыре года, и в 1934 году принимается закон об обязательном семилетнем образовании.

Ряд школ на территории будущего Атюрьевского района в эти годы преобразуются в семилетние и средние, к ним относятся: Атюрьевская, Стрельниковекая, У. - Рахмановская, М. -Козловская и др.

В 1932 — 1933 гг. в Атюрьеве начался переход на всеобщее начальное образование.

Нынешнее образование

Дошкольное образование в Атюрьевском районе берет свое начало в далеком послевоенном 1947 году XX столетия. Детский сад укомплектован 5 группами с общим охватом 160 детей.

Среднее образование. В настоящее время в районе функционирует 26 образовательных учреждений: 12 средних , 7 основных, 4 начальных школы. Дом детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, 2 детских сада. Контингент учащихся составляет 1652. В среде образования трудятся 416 педагогов и руководящих работников, абсолютное большинство которых имеют высшее образование.

При активном участии учащихся созданы уголки истории и культуры родного края. В экспозициях размещаются предметы крестьянского обихода, домашней утвари (в т. ч. и действующие ткацкие паны, прялки с ножным приводом), одежда, обувь крестьян XIX — начала XX века и другие экспонаты.

На росте профессионального мастерства, творчества, престижа учительской профессии и результатах работы педагогов благотворно сказывается ежегодный районный конкурс «Учитель года». В нем участвовали уже десятки влюбленных в свое дело учителей.

Конкурсанты соревнуются в педагогическом мастерстве, профессиональной и общей подготовке, эрудиции, находчивости, владении талантами слова, вокала и т. д. Победителями районного смотра-конкурса становились Сивова Н.В. — учитель географии ACШ 1, Байкова Н.K. — учитель русского языка и литературы АСШ № 2, Мечтаева Т.С. — учитель начальных классов АСШ № 1, Зеленова М.М. —учитель русского языка и литературы.

В системе образования района работают 560 человек. Из 60 руководящих работников (вместе с заместителями директоров школ) один человек имеет высшую и 28 — первую квалификационную категории. Система дифференцированной учебно-воспитательной и методической работы на основе различных приемов психолого-педагогической диагностики среди учащихся и учителей строится в Каменской средней школе (директор Ш.Ш. Урманчеев). Итоги диагностирования учитываются в планах воспитательной работы школы и классных руководителей. Результаты этой опытно-экспериментальной работы нашли взаимопонимание, заинтересованность со стороны специалистов, ученых Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования (МРИПКРО).

В районе сложился стабильный директорский корпус, работают на этих ответственных постах, умело организуют учебный процесс В.А. Петров (д. Apгa), С.П. Девятаев (с. Кишалы), Л.М. Вергасова (д. У.-Рахмановка), Н.И. Бурнашкин (с. Курташки), Н.И. Черакшев (с. Перевесье), Н.П. Митяйкин (с. Оброчное), А.В. Надин (д. Русская Велязьма). Несмотря на сравнительно небольшой опыт руководящей работы, положительно заявили о себе Ш.Ш. Урманчеев (с. Каменка), Г.И. Хлебинская (с. Дм. Усад), Л.Н. Степашкина (с. В.-Никольское), А.С. Самохин (д. Пичеполонга) и др.

Народное образование района прошло большой и сложный путь развития. Но всегда оно было направлено на улучшение процесса воспитательной и педагогической деятельности школ.

Училище ПУ №3. В 1989 году 25 мая был организован Атюрьевский филиал профессионального училища ПУ №3, где готовят специалистов для сельского хозяйства. На сегодняшний день здесь обучается 115 учащихся, трудятся 17 преподавателей и мастеров производственного обучения. На базе 9 классов готовят рабочие курсы для сельского хозяйства по пяти специальностям:

-машинист широкого профиля, -водитель категории «В» и «С», -повар, -швея, -бухгалтер сельскохозяйственного производства.

Бывшее здание Атюрьевской средней школы (ныне филиал СПТУ). Первый этаж- построен в 1913 году, как земская школа ,второй этаж надстроен в 1956 году

Спорт. Большое внимание в районе выделяется вопросам развития спортивно-массовой физкультурно-оздоровительной работы. В 1982 году была открыта ДЮСШ, в 2002 году введен в строй спорткомплекс, где имеются игровой, Борцовский, тренажерный залы, работают секции легкой атлетики, волейбола, хоккея с шайбой, футбола, настольного тенниса, дзюдо. В Дм.-Усадской средней школе хорошо ведется преподавание физической культуры, ученики неоднократно становились призерами РМ по настольному теннису, а в 1099г. включены в сборную республики.

Детско- юношеская с спортивная школа (ДЮСШ) была открыта в 1982 году. За время ее существования тренеры подготовили немало спортсменов массовых разрядов, защищавших честь школы и района на соревнованиях в республике. Многие выпускники школы продолжали повышать свое спортивное мастерство и добились высоких званий.

Роман Талин стал мастером спорта, Виктор Питяйкин, Сергей Марфин и другие – кандидатами в мастера спорта.

В настоящее время в ДЮСШ занимается более 350 юных спортсменов. С 1999 года директором школы работает В.М. Марфин.

О культуре .Много внимания в районе уделяется проведению культурно-массовых мероприятий. В районе 21 клубное учреждение,19 библиотек, 5 фольклорных коллективов. Ежегодно в каждом селе проводится фестиваль «Шумбрат, Мордовия».

В Атюрьевских средних школах № 1 и № 2 в 8 — 9 классах ведется граждановедение, здесь же введены должности психолога и хореографа в начальных классах. Как национально-региональный компонент базисного учебного плана в школах преподается предмет «История и культура Мордовского края».

Музей поэта-земляка Малькина Александра Степановича оформлен в Кишалинской средней школе, здесь ежегодно проводятся Малькииские чтения.

Более 30 лет работой методических объединений успешно руководила заведующая методическим кабинетом роно М.З. Чикина.

Свой вклад в развитие материальной базы школ, организацию контроля за учебно-воспитательной деятельностью во всех типах образовательных учреждений внесли и вносят заведующие Атюрьевским районом, работавшие в различные годы — М.В. Кондрашкин, И.В. Креков. Н.M. Ларькина, П.Ф. Сергоманов. М.Я. Зеленов.

Существенную роль в создании для учащихся района условий для интеллектуального развития, удовлетворения их интересов, склонностей, даровании, самообразования и творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечений играет Дом детского творчества, директор Е.Ф. Куфтинова.

Учителя района – самые активные участники художественной самодеятельности: Иван Фролович Брындин (Пичеполонга) – организатор коллектива художественной самодеятельности школы, Магинюр Амруловна Котлышова поет татарские народные песни (У.- Рахмановка), лауреатом трех республиканских смотров художественной самодеятельности является Надежда Андреевна Карпина (Барашево) и многие другие.

 
Hosted by uCoz